Песочная терапия – это специализированный метод, направленный на снижение внутреннего психологического напряжения, нормализацию психической целостности и собирание индивидуального образа мира. Она применяется как элемент комплексной психотерапии, в рамках аналитической психологии.
Многие люди считают, что песочная терапия является эффективной только при работе с детьми и юношами – это не соответствует действительности. Наоборот, профессиональные арт-терапевты отмечают, что работа с песком у взрослых и пожилых людей имеет даже большую эффективность, чем у детей.
Психологи начали использовать песочную терапию в конце 1920-х годов. Теоретической основой метода стала техника активного воображения, разработанная Д. Калфом. Она предусматривает формирование защищенного пространства, где ребенок или взрослый имеет возможность выражать свой мир, исследовать его, а также превращать песок в осязаемые и зримые образы, отображающие собственный опыт и переживания. По мнению Д. Калфа, формируемый объемный рисунок на песке, является отражением текущего душевного состояния человека.
Песочное полотно является уникальной психологической средой, где мечты обретают реальные очертания. В песочнице можно посмотреть со стороны на любые тяжелые жизненные ситуации, а также разыграть положительные сценарии их решения. Там же формируется новая реальность, полностью подвластная своему создателю, где развитие сюжета жизни человека, не подвластно судьбе, а полностью управляема самим создателем. Возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и провести желанные изменения в ней, позволяют человеку получить необходимую мотивацию и обрести силы для изменений в реальной жизни. На песочном полотне создаются новые жизненные программы, а также формируется устойчивая мотивация для их воплощения.
Кварц (песок) является натуральным природным материалом, который встречается повсеместно. Много столетий он используется как материал для игр с раннего детства. Чего стоит только летний отдых, когда семьи массово выезжают на речные или морские пляжи, где счастливые дети, да и взрослые, с головой окунаются в мир создания самых разнообразных песчаных фигур: от простых «пасочек», до возведения огромных замков.
Во время игры с песком, дети и взрослые становятся неотъемлемой частью нового мира, они переносят свои воображаемые мысли в реальные песочные скульптуры, ощущая себя важными действующими лицами и настоящими творцами. Во время работы с песком, человек переживает широкий спектр чувств: единение со всем живым, одиночество, осознание собственной силы, способность творить и т.д.
Относительно воздействия песка на детей, стоит отметить, что он положительно влияет на эмоциональное состояние, способствует ускоренному развитию и саморазвитию. Песочная терапия демонстрирует очень высокую эффективность при работе с мнительными и тревожными детьми, а также детьми, испытавшими сильные стрессовые ситуации. Она позволяет ребенку обрести уверенность в себе и своих способностях, а также устранить проблемы в коммуникации с другими детьми. Профессиональные психологи утверждают, что в процессе работы с песком, ребенок реализует собственно придуманные сказочные сюжеты, получает важный опыт решения тех или иных жизненных проблем, который понадобиться в дальнейшей жизни. Благодаря игре с песком, дети начинают быстрее понимать, что такое день и ночь, изучают времена года, время суток, где правая или левая сторона, запоминают цифры и буквы. Возведение построек из песка, способствует улучшению памяти, восприятию окружающего мира и формированию наглядно-образного мышления.
Важным аспектом песочной терапии, является то, что она не направлена на изменение самого ребенка или его переформатирование. Ключевой задачей является обеспечение эффективного терапевтического эффекта, в результате которого ребенок становится самим собой, несмотря на множество повсеместно существующих норм и правил, требующих соответствия. Метод может использоваться с диагностической целью, краткосрочной психотерапевтической, а также в качестве первичной психологической помощи.
Игра в песочнице, с помощью простого и экологичного метода, позволяет ребенку максимально четко демонстрировать собственные переживания и избавляться от пугающих страхов. Также важно отметить, что применяемые песочные методы работы с детьми, практически не отличаются то тех, которые используются при работе со взрослыми.
В период песочной терапии, специалисты предлагают ребенку или взрослому создать «собственный мир» с применением различных фигур. Зачастую человеком изображаются важные для него в текущий момент времени жизненные ситуации, внутренние конфликты и прочие проблемы, не осознаваемые сейчас. Вход в песочную среду происходит не сознательно, но нахождение там, дает возможность увидеть происходящее в выстроенном мире и определить возможные пути решения проблем.
Завершив создание объемного рисунка в песочнице, психолог обсуждает с человеком полученное творение. Вся работа строится на трех основных вопросах:
С помощью психолога человек приходит к пониманию своих переживаний и находит объяснение им. После того, как человек нашел объяснение своим переживанием, происходит эффект успокоения, формируется чувство определенности и уверенности в своих силах. Также на подсознательном уровне человек настраивает себя на положительный исход в решении имеющихся проблем, что позволяет ему самостоятельно создавать свою новую реальность.
Ключевыми преимуществами терапевтического метода песочницы, при работе со взрослыми и пожилыми людьми, являются:
Понимание человеком процессов, происходящих в собственной жизни – это сложная задача. Но благодаря терапии с песком, появляется возможность оценить свою жизнь и сформированный внутренний мир со стороны. Песочные картины являются зеркальным отражением состояния, происходящего в душе.
Изучая и обдумывая нарисованную на песочном полотне ситуацию, человек приобретает опыт самостоятельного решения проблем внешнего и внутреннего характера. Полученный в песочнике опыт он переносит в реальную жизнь, где есть возможность изменений в лучшую сторону.
Для большинства людей, отдыхавших на реке, озере или море, является знакомой ситуация, когда дети строят фигуры из песка, любуются на них, но затем прибывающая волна разрушает их творение. Дети снова принимаются за возведение нового строения, и эта картина повторяется до бесконечности. Это простое цикличное действие открывает понимание тайны бытия, которое гласит: «ничего не бывает вечным, все приходит и уходит». Понимая это, человек приобретает равновесие в своем внутреннем пространстве, резко снижая тревожность и суетливость.
Смешивание песка с водой, стимулирует развитие творческих способностей человека. Работая с песком, человек имеет возможность бессознательно-символического самовыражения, также происходит подсознательный поиск путей к изменениям.
Применение песка при создании композиции, в отличие от рисунка, не требует от человека каких-либо навыков и способностей – это является существенным положительным фактором, особенно при работе с людьми, имеющими строгие требования к себе и своим способностям. Также вариант работы с песком подходит для людей, не обладающих красноречием и тем, кому сложно дается разговор о собственных тревогах.
Работа с песком и миниатюрными фигурками из него, независимо от пола и возраста, позволяет человеку приблизится к самому себе. В песочнице появляется возможность максимально полноценно понять и принять свои слабые и уязвимые места, определить собственные желания, переживания, воспоминания, а также обнаружить источники силы и душевного спокойствия. Очень важно, что человек, получая опыт владения собой, может сам определить оптимальные решения для выхода их сложившихся ситуаций.
Сегодня методы песочной терапии очень востребованы специалистами, которые работают с детьми, взрослыми и пожилыми людьми. В процессе терапии рекомендуется использовать специально оборудованные световые столы, которые обеспечивают все условия для комфортного взаимодействия человека с песком, а также расширяют творческие возможности.