Хорошая речь – одно из важных условий полноценного развития человека. Практика показывает, что сегодня увеличивается количество детей, плохо владеющих навыками связной речи, имеющих трудности в произношении определенных звуков или же малый словарный запас. Для ребят с любыми речевыми нарушениями большую помощь окажет логопед – он поможет малышам скорректировать имеющиеся речевые дефекты, подготовит их к школе.
Дошкольный возраст – время осознания собственного «я», получения огромного количества знаний и впечатлений. Это сензитивный период для развития речи, формирования коммуникативных навыков. Чаще всего о несоответствии речевого развития своей возрастной группе родители ребенка узнают от воспитателей детского сада. Именно здесь обнаруживаются проблемы и обычно их исправляют. Эффект зависит не только от профессионализма педагога-логопеда, но и от оборудования, которое оказывает огромную помощь в работе с детьми.
Чтобы уделить этой стороне образовательно-воспитательного процесса максимальное внимание, в каждом образовательном учреждении желательно иметь специализированный кабинет логопеда, в котором специалист будет:
Для эффективности мероприятий потребуется коррекционно-развивающая база – адекватные методики и современное оснащение кабинета.
Современный кабинет специалиста оснащают всем необходимым для создания комфортной обстановки и плодотворного формирования речи. В нем дети должны чувствовать себя уверенно и спокойно. Занятия ведутся в игровой форме, это развивает у малышей мотивацию быть внимательными и выполнять все упражнения, предложенные педагогом. Совершенно не напрягаясь, играя, малыши постепенно избавляются от своих проблем и получают хорошую подготовку к школе.
Оборудование для логопедической коррекции, созданное на основе современных интерактивных технологий, способствуют тому, что процесс коррекции речевых дефектов происходит быстрее, проще и эффективнее. Их предназначение состоит в:
Интерактивные логопедические комплексы подразумевают наличие зеркала, дидактических материалов, игр на логику, звукопроизношение, внимание, грамматический строй, связную речь. В сравнение с обычными предметами обучения они более интересны детям, облегчают логопеду проведение занятий. Также имеется беспроводная клавиатура и мышь, а также микрофон для занятий со специалистом. Чувствительный сенсорный экран не только знакомит маленьких учеников с новыми технологиями, но и способствует развитию моторики их пальчиков. Красочный дизайн и удобный интерфейс – дополнительные преимущества оборудования.
Логопедические комплексы поставляются в комплекте со специализированными программами, включающие игровые задания, направленные на решение тех или иных проблем у ребенка. Развивающие игры предназначены как для индивидуальной работы с ребенком, так и для работы с группой. В зависимости от целей могут применяться упражнения, способствующие:
Выбор оборудования по внешним признакам зависит от интерьера и размера помещения. Это могут быть настенные, напольные или пристенные комплексы, логопедические столы, комплексы в виде паровоза, замка, морской шхуны, космодрома.
Все они в полной мере оправдывают свой статус «комплексов», так как оснащены самыми разными инструментами для всестороннего развития. Выбор обучающего материала зависит не только от возрастной группы, но и от поставленных задач. Дети воспринимают занятия как игру, а на самом деле проводится серьезная работа педагогов-логопедов.
Работа логопеда в школе имеет свои специфические особенности и заключается в следующем:
На логопедических занятиях специалист не только проводит коррекцию всех компонентов речи, но и формирует учебную деятельность школьников. Особенность логопедической работы в школе состоит в том, что она в основном направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в письме и чтении. Своевременное исправление этих нарушений минимизирует трудности изучения остальных учебных предметов. Одновременно с развитием перечисленных навыков уделяется внимание улучшению мелкой моторики, формированию кругозора, умению практически использовать обретенные знания.
Оборудование логопедического кабинета в школе включает традиционные пособия, профильный медицинский инструмент, зеркала, эргономичную мебель и технические средства. Только комплексное применение всех составляющих процесса позволяет эффективно решать поставленные педагогом задачи.
С учетом классического школьного интерьера, чаще всего, в таких кабинетах используют профессиональные логопедические столы. Встроенные зеркала, ширмы, подсветка рационально расположены в ограниченном пространстве. Наличие ящиков, возможность расположения дидактических материалов, установки на столешнице любой аппаратуры – преимущество моделей. Универсален ростовой стол, высота которого регулируется под ростовую группу детей.
Логопеды активно используют входящие в комплект дидактические материалы, подобранные настольные игры, мультимедийное оборудование, программное обеспечение и отмечают повышение эффективности уроков с применением прогрессивных технических средств. Преимуществом инновационных разработок остается понятный интерфейс, наличие программ, адаптированных под потребности педагогов.
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, задержку развития, психолого-психические отклонения требует нестандартного подхода. Задачами логопеда выступают:
Образовательные потребности особенных детей требуют применения специальных методик, быстрого реагирования педагога, использования запоминающейся наглядности. Задача логопеда – создание оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию речи с учетом особенностей каждого ребенка. Наличие специальной мебели позволит педагогу не отвлекаться на создание рабочей обстановки.
Компания «АВ Комплекс», основываясь на разработках дефектологов и рекомендациях психологов, выпускает оборудование, которое поможет преподавателям сделать занятия интересными и результативными. Интерактивные логопедические комплексы в антивандальном исполнении с лицензионным ПО содержат десятки специальных упражнений, игровых заданий. Включена функция субтитров и возможность усиления звука для слабослышащих детей. Как правило, в комплект входит световой стол для песочной терапии, с помощью которой развивается мелкая моторика, координация, пластика движений. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от агрессии и тревожности.
Коррекция нарушений речи требует систематичности, отнимает много сил у детей, повышает утомляемость. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия. Чтобы их заинтересовать нужны нестандартные подходы, новые методы и технологии. Отмечается высокая эффективность коррекционной работы с использованием специального оборудования. Простые, но эффективные упражнения способствуют существенному росту нейронных связей, развитию когнитивных способностей, коммуникативных навыков, ускоряют появление и развитие речи.