Статьи

Как научить ребенка справляться с неудачами и стрессом

Неизбежно наступает момент, когда мы чувствуем себя подавленными или раздраженными – это нормально. Стресс испытывает абсолютно каждый человек. Термин «стресс» введен канадским ученым Гансом Селье в первой половине ХХ-го столетия, согласно которому это особое состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, возникающее в ответ на действие раздражителей. Стресс является серьезным испытанием для организма человека, негативные эмоции могут вызвать серьезные заболевания. Чтобы оставаться здоровым и уравновешенным, надо учиться выходить из таких состояний.

Часто взрослые думают, что у детей нет никаких проблем, кроме разбитых коленок или поломанной игрушки. На самом деле они испытывают сильное давление – малышу надо научиться взаимодействовать со сверстниками, отстаивать свои права, решать конфликтные ситуации. Зачастую стрессовую обстановку создают сами родители – пытаясь обезопасить свое чадо, вырастить его послушным, они используют систему страхов и запретов, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии маленького человека. Ребенок боится не соответствовать требованиям родителей, чувствует вину, ощущает себя непонятым, ненужным. 

image_01.jpg

 

Ключевые факторы стресса у детей

Определение стрессовых ситуаций

Стрессовые ситуации могут возникать по различным причинам:

  • изменения в семейной обстановке, уход из семьи или жизни одного из родственников;
  • авторитарное давление и повышенные требования родителей;
  • чрезмерная нагрузка в школе и дополнительных кружках;
  • переход в новую школу, класс, группу;
  • переезд в другой город или другие изменения в привычной жизни;
  • конфликты с ровесниками. 

Важно понимать, что стрессовые факторы очень индивидуальны и зависят от личного опыта. 

image_02.jpg 

Возрастные особенности восприятия стресса

Дети разных возрастов воспринимают стресс по-разному. Дошкольники остро реагируют на любые неудачи, им трудно осознать свои эмоции, поэтому они начинают плакать, устраивать истерику. Младшие школьники могут не понимать, что происходит, реагировать на стресс через физические проявления, такие как крик или агрессия. Подростки, в свою очередь, испытывают более сложные эмоции, закрываются, стремятся к изоляции. Причинами острого реагирования на неудачи или конфликтные ситуации могут быть:

  • завышенная самооценка, излишняя уверенность в своих способностях;
  • зависимость от похвалы значимых для них людей;
  • возрастные изменения в организме подростка, вызывающие эмоциональную нестабильность, перепады настроения;
  • поведенческие реакции на стресс старших, копирование их поведения;
  • чрезмерная родительская опека;
  • амбиции родственников, формирование так называемого «комплекса отличника»;
  • сравнение со сверстниками, зависимость от мнения окружающих.

Понимание возрастных особенностей восприятия стресса поможет более эффективно поддерживать детей в трудные моменты. 

Методы развития стрессоустойчивости у детей

Практика физической активности и здорового образа жизни

Физическая активность является одним из самых эффективных способов снижения уровня стресса. Регулярные занятия спортом способствуют не только хорошей физической форме, но так же улучшают настроение благодаря выработке эндорфинов. Отличным способом подавления агрессии являются упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц – они помогают сместить фокус внимания на ощущениях в теле, а не на мыслях. Не менее действенным способом являются дыхательные упражнения – глубокий вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот уравновесят эмоциональное состояние, усилят обмен веществ, насытят мозг кислородом. Сбалансированное питание, полноценный отдых, соблюдение режима дня позволяют организму получить запас энергии для борьбы со стрессовыми ситуациями.

image_03.jpg

Обучение навыкам управления эмоциями

Важно научить ребенка распознавать и управлять своими эмоциями, объяснить ему, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, что неудача – это шаг к развитию. Рекомендуется использовать следующие правила:

  • чувствовать собственные эмоции, пытаться осознать их, понять причины возникновения; 
  • не подавлять свои чувства, а пытаться выразить их словами в приемлемой форме;
  • сохранять личные границы – ведь каждому человеку важно иметь свой внутренний мир, в который никто не будет вторгаться;
  • переключаться на сторонние интересы – хобби, творчество, спортивные секции хорошо снимают напряжение;
  • выбрать индивидуальный антистресс – слайм, спиннер, сквиш, поп-ит, нейрографику, раскраски-антистресс или что-то другое, что поможет отвлечься от негативных мыслей;
  • обустроить «место силы и успокоения», где можно чувствовать себя комфортно и безопасно – это может быть отдельная комната, её часть или специально оборудованное пространство.

image_04.jpg 

Формирование позитивного мышления

Позитивное мышление помогает справляться с трудностями. Важно видеть возможности в сложных ситуациях, не зацикливаться на негативе. Использование аффирмаций, ведение дневника успехов, написание положительных утверждений о своих качествах, обсуждение с близкими приятных моментов дня могут способствовать формированию оптимистичного взгляда на жизнь. 

Роль родителей в помощи ребенку совладать со стрессом

Создание поддерживающей среды дома

Создание атмосферы поддержки и понимания в семье – ключевой фактор борьбы со стрессом. Родители должны быть готовы выслушать, поддержать своего ребенка, показать, что его чувства им понятны. Это могут быть открытые разговоры о переживаниях, акцентирование внимания не на результатах, а на усилиях ребенка, принятие ребенка таким, как он есть независимо от достижений. Он должен быть уверен, что дома его любят просто за то, что он есть. 

Эффективные способы общения и взаимодействия

  1. Активное слушание – внимательно выслушайте ребенка, сосредоточьтесь на сказанном, поймите, какой реакции он ждет.
  2. Эмпатия – научите его быть внимательным к чувствам других, это поможет строить отношения с окружающими.
  3. Избегание критики – не сравнивайте его с другими ровесниками, учитесь сравнивать его прежние достижения с настоящими.
  4. Принятие неудач – объясните, что это часть обучения, получение опыта для дальнейшего развития.
  5. Открытый разговор – поощряйте стремление делиться своими переживаниями.

Личный пример стрессоустойчивого поведения

Родители играют важную роль в формировании модели поведения у детей. Личный пример умения справляться с трудностями поможет им научиться этим навыкам. Демонстрация здоровых стратегий преодоления стресса, таких как занятия спортом или хобби, сдержанность, выдержанность в конфликтных ситуациях могут вдохновить детей на подобные действия. Рассказывайте примеры из собственной жизни, когда вам приходилось справляться с трудными ситуациями, делитесь своими методами решения проблем, чтобы они могли учиться на вашем примере.

Школа как среда для развития стрессоустойчивости

Программы социально-эмоционального обучения

Школа играет значительную роль в обучении детей умению справляться со стрессом. 

image_05.jpg

Социально-эмоциональное обучение или сокращенно SEL – это педагогический метод, направленный на развитие эмоционального интеллекта, навыков социального взаимодействия в рамках школьной программы. Посредством этого метода учащиеся приобретают знания, необходимые для управления эмоциями, достижения позитивных целей, проявления сочувствия к другим, установления благоприятных отношений, принятия ответственных решений. Программы SEL могут быть внедрены как отдельные уроки или интегрированы в существующие предметы. Примеры программ:

  1. Программа «PATHS» (Promoting Alternative Thinking Strategies) нацелена на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков у детей от 5 до 12 лет. Включает уроки по управлению эмоциями, решению конфликтов, развитию позитивного мышления.
  2. Программа «Second Step» ориентирована на дошкольников и младших школьников. Фокусируется на обучении навыкам саморегуляции, эмпатии, эффективного общения.
  3. Программа «RULER» направлена на развитие эмоциональной грамотности. Включает пять ключевых компонентов: распознавание, понимание, использование, управление, обучение эмоциям.
  4. Программа «Social Skills Training» (SST) ориентирована на развитие социальных навыков. Включает различные ролевые игры и упражнения для практики взаимодействия с другими.
  5. Программа «MindUP» сосредоточена на обучении детей навыкам внимательности и саморегуляции. Включает практики медитации для снижения стресса, улучшения концентрации. 

Вовлечение учителей и родителей в поддержку учеников

Важно, чтобы педагоги были подготовлены к внедрению программ SEL, понимали их ценность, были внимательны к эмоциональному состоянию своих учеников, могли предложить помощь в трудные моменты. Создание доверительных отношений между учителями и учениками способствует более открытому общению, снижению уровня стресса.

Сотрудничество с родителями поможет создать единую стратегию поддержки детей в преодолении стресса. Регулярные встречи, совместные мероприятия позволят родителям и учителям обмениваться информацией, находить эффективные решения для конкретных ситуаций. 

Особенности помощи детям при преодолении неудач

  1. Формирование здоровой самооценки помогает справляться с неудачами, воспринимать их как часть процесса обучения. Важно поддерживать детей, хвалить их за усилия, а не только за результаты. Это поможет им понимать, что ошибки – это нормально, они могут учиться на своих неудачах.
  2. Развитие навыков преодоления трудностей может включать в себя анализ ситуации, генерацию идей, оценку решений, обучение тому, как искать поддержку у других, принятие того, что трудности – это часть жизни.
  3. Поощрение отношения к ошибкам как возможностям для роста. Обсуждение ошибок в позитивном ключе, анализ причин, поиск решений помогут научиться извлекать уроки из неудач, развивать стрессоустойчивость, уверенность в своих силах.


Возврат к списку

Получить консультацию от специалиста

Запрос на получение ТЗ

image