Неизбежно наступает момент, когда мы чувствуем себя подавленными или раздраженными – это нормально. Стресс испытывает абсолютно каждый человек. Термин «стресс» введен канадским ученым Гансом Селье в первой половине ХХ-го столетия, согласно которому это особое состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, возникающее в ответ на действие раздражителей. Стресс является серьезным испытанием для организма человека, негативные эмоции могут вызвать серьезные заболевания. Чтобы оставаться здоровым и уравновешенным, надо учиться выходить из таких состояний.
Часто взрослые думают, что у детей нет никаких проблем, кроме разбитых коленок или поломанной игрушки. На самом деле они испытывают сильное давление – малышу надо научиться взаимодействовать со сверстниками, отстаивать свои права, решать конфликтные ситуации. Зачастую стрессовую обстановку создают сами родители – пытаясь обезопасить свое чадо, вырастить его послушным, они используют систему страхов и запретов, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии маленького человека. Ребенок боится не соответствовать требованиям родителей, чувствует вину, ощущает себя непонятым, ненужным.
Стрессовые ситуации могут возникать по различным причинам:
Важно понимать, что стрессовые факторы очень индивидуальны и зависят от личного опыта.
Дети разных возрастов воспринимают стресс по-разному. Дошкольники остро реагируют на любые неудачи, им трудно осознать свои эмоции, поэтому они начинают плакать, устраивать истерику. Младшие школьники могут не понимать, что происходит, реагировать на стресс через физические проявления, такие как крик или агрессия. Подростки, в свою очередь, испытывают более сложные эмоции, закрываются, стремятся к изоляции. Причинами острого реагирования на неудачи или конфликтные ситуации могут быть:
Понимание возрастных особенностей восприятия стресса поможет более эффективно поддерживать детей в трудные моменты.
Физическая активность является одним из самых эффективных способов снижения уровня стресса. Регулярные занятия спортом способствуют не только хорошей физической форме, но так же улучшают настроение благодаря выработке эндорфинов. Отличным способом подавления агрессии являются упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц – они помогают сместить фокус внимания на ощущениях в теле, а не на мыслях. Не менее действенным способом являются дыхательные упражнения – глубокий вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот уравновесят эмоциональное состояние, усилят обмен веществ, насытят мозг кислородом. Сбалансированное питание, полноценный отдых, соблюдение режима дня позволяют организму получить запас энергии для борьбы со стрессовыми ситуациями.
Важно научить ребенка распознавать и управлять своими эмоциями, объяснить ему, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, что неудача – это шаг к развитию. Рекомендуется использовать следующие правила:
Позитивное мышление помогает справляться с трудностями. Важно видеть возможности в сложных ситуациях, не зацикливаться на негативе. Использование аффирмаций, ведение дневника успехов, написание положительных утверждений о своих качествах, обсуждение с близкими приятных моментов дня могут способствовать формированию оптимистичного взгляда на жизнь.
Создание атмосферы поддержки и понимания в семье – ключевой фактор борьбы со стрессом. Родители должны быть готовы выслушать, поддержать своего ребенка, показать, что его чувства им понятны. Это могут быть открытые разговоры о переживаниях, акцентирование внимания не на результатах, а на усилиях ребенка, принятие ребенка таким, как он есть независимо от достижений. Он должен быть уверен, что дома его любят просто за то, что он есть.
Родители играют важную роль в формировании модели поведения у детей. Личный пример умения справляться с трудностями поможет им научиться этим навыкам. Демонстрация здоровых стратегий преодоления стресса, таких как занятия спортом или хобби, сдержанность, выдержанность в конфликтных ситуациях могут вдохновить детей на подобные действия. Рассказывайте примеры из собственной жизни, когда вам приходилось справляться с трудными ситуациями, делитесь своими методами решения проблем, чтобы они могли учиться на вашем примере.
Школа играет значительную роль в обучении детей умению справляться со стрессом.
Социально-эмоциональное обучение или сокращенно SEL – это педагогический метод, направленный на развитие эмоционального интеллекта, навыков социального взаимодействия в рамках школьной программы. Посредством этого метода учащиеся приобретают знания, необходимые для управления эмоциями, достижения позитивных целей, проявления сочувствия к другим, установления благоприятных отношений, принятия ответственных решений. Программы SEL могут быть внедрены как отдельные уроки или интегрированы в существующие предметы. Примеры программ:
Важно, чтобы педагоги были подготовлены к внедрению программ SEL, понимали их ценность, были внимательны к эмоциональному состоянию своих учеников, могли предложить помощь в трудные моменты. Создание доверительных отношений между учителями и учениками способствует более открытому общению, снижению уровня стресса.
Сотрудничество с родителями поможет создать единую стратегию поддержки детей в преодолении стресса. Регулярные встречи, совместные мероприятия позволят родителям и учителям обмениваться информацией, находить эффективные решения для конкретных ситуаций.