По статистике синдром аутистического расстройства выявляется все чаще. Процент людей с подобным диагнозом значительно вырос за последние 100 лет. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждый 160 ребенок в мире имеет расстройства аутистического спектра– это говорит о серьезных масштабах проблемы для всего мирового общества. Нельзя точно сказать почему так произошло – стало больше заболевших или улучшилась диагностика заболевания.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это поведенческие, социальные и коммуникационные нарушения развития ребенка. Как правило, диагноз устанавливают в первые два года жизни, а сложность проблемы может существенно отличаться: от практически незаметных поведенческих особенностей, до серьезных проблем, например, существенного или полного нарушения речи. Несмотря на то, что причина аутизма не полностью изучена, существуют признаки, которые могут помочь родителям и специалистам в диагностике этого расстройства.
Первые признаки у малыша могут заметить родители или участковый врач во время регулярного осмотра. Следует обратить внимание, если в 1-1,5 года ребенок:
У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые годы жизни, у других появляются после двух лет. Зачастую первые признаки могут быть ошибочно приняты за застенчивость или особенности характера. Поводом пройти комплексное обследование может быть поведение ребенка, если он в 2-3 года:
Если первые признаки аутизма можно заметить в раннем возрасте, то к 5-7 годам они становятся очевидными и уже сложнее поддаются коррекции.
Личностные особенности детей с РАС наблюдаются по двум основным направлениям: сложности с социализацией и коммуникацией. Проблемы с социализацией:
Проблемы с коммуникацией:
Систематизация расстройств аутистического спектра в разных странах немного отличается, но сходится в том, что к данным заболеваниям можно отнести следующие состояния:
Согласно медицинской классификации, нарушения у детей с РАС подразделяют на несколько категорий, в соответствии с характером проявления: без снижения уровня интеллекта или со сниженным интеллектом, нарушением или отсутствием функциональной речи.
Оценке подвергается физическое и психологическое состояние ребенка. Проводят исследование головного мозга, чтобы исключить наличие опухолей; малыша осматривает отоларинголог, чтобы не спутать аутистическое расстройство с тугоухостью. Важная часть диагностики особенностей детей с РАС – это работа психолога с малышом и родителями. Главной задачей родителей является вовремя заметить, что его ребёнок другой, не такой как все, чтобы вовремя ему помочь социализироваться, наладить контакт с внешним миром, стать полноправным членом.
При этом, наблюдая за поведением своего ребенка, не стоит делать поспешные выводы. Многие признаки, которые напоминают аутизм, действительно оказываются особенностью характера или проявлением другого отклонения. Иногда похожие симптомы могут быть связаны с медленным развитием ребенка. В любом случае, при любом подозрении, лучше обратиться к специалистам.
Современная медицина еще не разработала эффективные схемы лечения расстройства аутистического спектра. Однако существуют специальные программы и системы обучения детей с РАС, позволяющие существенно улучшить навыки социального взаимодействия и коммуникации с внешним миром.
Лечение аутизма зависит от степени тяжести расстройства. Многие дети с РАС нуждаются в индивидуальной терапии, которая состоит из речевой и поведенческой терапии, терапии по развитию социальных навыков. Некоторым детям также может потребоваться фармакологическое лечение для улучшения поведения. Особенность лечения – это его длительность. Результаты терапии становятся заметны только через несколько месяцев или даже лет. Лучше начинать лечение как можно раньше.
Профессиональная коррекция с привлечением дефектолога позволит существенно снизить выраженность симптомов и повысить комфорт жизни ребенка.
Для развития речевых навыков нужно сосредоточится на улучшении:
В коррекционной работе важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Нужно организовать процесс обучения так, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, наладил эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру узнавал новые виды социального взаимодействия.
Высокую эффективность при развитии детей с аутизмом демонстрируют специальные речевые упражнения на логопедических комплексах, также в работе педагога может использоваться специальное интерактивное оборудование, позволяющее быстро вовлекать ребенка в увлекательный развивающий процесс, параллельно корректирующий навыки и поведенческие особенности.
Кроме этого, нужно не забывать делать упор на развитие всех органов чувств. В этом помогают сенсорные игры (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, и т.д.) с использованием красок, воды, песка, глины.
Один из таких способов – это обучение. Оно может быть индивидуальным или групповым, должно быть настроено на конкретные потребности ребенка. Другой способ – это использование психологической или педагогической поведенческой терапии. Психологическая терапия помогает детям с расстройствами аутистического спектра научиться лучше взаимодействовать с другими людьми, педагогическая терапия улучшает навыки чтения и письма детей с дислексией.
Социальная адаптация требует применения различных способов реабилитации, чтобы дети с расстройствами развития смогли успешно вписаться в общество.
Основными характеристиками моторики детей с расстройствами являются медленность, неуклюжесть и неустойчивость движений. Они могут испытывать затруднения в выполнении простых моторных задач, таких как перекатывание, бросание и ловля мяча. Так же могут быть нарушения координации движений, поддержании равновесия, повышенный или пониженный мышечный тонус.
Рекомендуемые формы двигательной активности для детей с расстройствами моторики включают в себя упражнения на развитие мышечной силы и гибкости, игры на развитие координации движений, а также занятия по балансированию и поддержанию равновесия. Это могут быть:
Важно понимать, что реабилитация детей с расстройствами моторики является длительным процессом, требующим усилий со стороны родителей и специалистов. Регулярные занятия спортом улучшают их координацию, энергетический баланс, концентрацию.
В основном, все дети с расстройствами развития испытывают трудности в социальной адаптации из-за нарушения своих когнитивных и социальных навыков.
Выделяют несколько основных проблем социальной адаптации:
Игры для детей с РАС имеют некоторые особенности. Дети с расстройством аутистического спектра не интересуются играми с ролевым сюжетом, не повторяют жизненные ситуации в играх. В работе с ними основном используются специальные игры с коррекционной направленностью. Они помогают в общем развитии, подготавливают к взаимодействию с внешним миром и людьми. В процессе повышается контактность с миром, укрепляется связь с родителями, корректируется поведение, идет подготовка к знакомству с другими детьми в саду или школе.
Часто используют сенсорные игры, так как дети с аутизмом проявляют повышенные интерес к сенсорным свойствам предметов и могут долго их изучать. Целью таких игр является ознакомление малыша с широким кругом ощущений. В свою очередь, сенсорные игры делятся на подвижные, звуковые, тактильные.
У детей с РАС особые образовательные потребности: для них необходимо особым образом организовать учебное пространство и процесс обучения. Для этого педагоги используют специальные приемы:
В школах, где занимаются дети с аутизмом, должны быть специально оборудованные классы или учебные зоны. В них должны быть специальные столы с перегородками, приспособления для уединения и отдыха, сенсорные игрушки, массажёры, шумопоглощающие наушники, коммутаторы.
У значительного процента детей с РАС развитие является неравномерным, поэтому эксперты выделяют сильные и слабые сторон восприятия, которые стоит учитывать при формировании программы обучения. К сильным сторонам относят сосредоточенность на деталях, зрительное восприятие, механическая память, математические способности. К слабым – осознание смысла прочитанного, восприятие мимики, понимание устной речи, понимание условий задач. Применяемые технологии обучения нацелены на развитие взаимодействия ребенка с окружающим миром, социальную коммуникацию между детьми, а также между детьми и взрослыми;
Высокой эффективности обучения можно добиться с помощью применения специального интерактивного оборудования. Технические возможности такого оборудования и специальные программное обеспечение, направлены на комплексное улучшение сильных и слабых сторон развития. Оно позволяет быстро концертировать внимание, вовлекать ребенка в образовательный процесс, выполнять успешную коррекцию дефектов речи.
Как показывают многочисленные исследования и педагогическая практика, дети, прошедшие коррекционные программы помощи, демонстрируют очень высокие результаты в сравнении с другими детьми, не проходившими специальное обучение.